Главная » Статьи » Самообразование

Программа самообразования

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Целеполагание и дидактическое обоснование

Этапы реализации программы

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Педагогическая технология - инструментарий в работе учителя

2. Технология интенсификации обучения на основе опорных конспектов в общеобразовательной школе

2.1 интенсификация и оптимизация учебного процесса

2.2 понятие «опорного конспекта»  и особенности работы с ним

2.3 результаты  педагогической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЛАН РАБОТЫ

1.     Тема школы: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения».

 

2.     Ключевая цель методической работы: 

повышение эффективности образовательного процесса через интенсификацию обучения на основе опорных конспектов и применение их к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя. 

 

3.     Индивидуальная тема:

«Использование  опорных сигналов с целью повышения  эффективности обучения на уроках физики»

 

4.     Когда начата работа над темой: 

2006-2007 учебный год

 

5.     Когда предполагается закончить работу над темой: 

2010-2011 учебный год.

 

6.   Цель работы:

изучение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики.

 

2.     Гипотеза исследования:

если проводить уроки физики с использованием схемных и знаковых моделей учебного материала, это способствует значительной интенсификации учебного процесса.

 

3.     Задачи самообразования по теме:

·      изучить формы и методы интенсификации обучения

·      рассмотреть методику применения «опорных конспектов» в школе.

·       

4.     Основные вопросы, намеченные для изучения:

·      активизация мыслительной деятельности учащихся, повысить

·      повышение мотивации к предмету и информативной емкости содержания образования;

·      ускорение темпа учебных действий;

·      развитие навыков учебного труда.

·      формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;

·      развитие умения видеть большую тему в целостном виде;

·      повышение интереса к изучаемому материалу.

10.                       Этапы проработки материала.

 

Этапы

Содержание работы

Сроки,

уч.год

Форма представления

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме

2006-207

Собеседования с коллегами, рукводителем МО

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2006-2007

Выступление на МО

Практический

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

2007-2008 2008-2009

Открытые уроки, выступления на МО

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

2009-2010

Выступление на педсовете

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Размещение разработанных материалов на личной методической странице  в Интернете.

2010-2011

Творческий отчет, аттестация

 

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

                                                               А. Дистервег

Я считаю, что совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня моей подготовки. Этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций будет значительно выше.

   Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Тема самообразования - «Использование  опорных сигналов с целью повышения  эффективности обучения на уроках физики (ОК по Шаталову)».

Время работы над темой 6 лет. За этот период изучила доступную литературу и интернет ресурсы по этой технологии и, применяя ее, надеюсь получить хорошие результаты при обучении физики.

Главной идеей данной проблемы я ставила то, что, если человек что-то очень хорошо усвоил, то именно поэтому у него возникает естественное желание расширить, углубить свои познания. Давая школьникам настоящие, прочные знания, мы воспитываем их в духе тружеников мысли. Поэтому на каждом уроке я пыталась создавать условия для развития способностей, заложенных в каждом обучающемся, ситуации помощи ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Идея создания опорных конспектов появилась на основе общеизвестного утверждения: «Необычное лучше запоминается». Человеку свойственно мыслить образами. И это свойство человеческой психики необходимо оптимально использовать. Зрительная память – механизм надежный. Текст учебника, размещенный на нескольких страницах компактно размещается на страничке тетради в виде схем, рисунков, символов, ключевых слов, чертежей. В опорных сигналах есть и элемент игры, и экономия времени и места. Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти. Листы опорных конспектов обеспечивают логически последовательное раскрытие темы, это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. Основной педагогический акцент делается не на усилении контроля, а на создание такой обстановки, при которой дети получают возможность усваивать  материал в индивидуальном для каждого режиме. 

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования. Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию РФ за 2009 год Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» (6)

Наша новая школа ориентируется на мировой образовательный опыт. В связи с этим происходит  обновление всех сторон жизни общества: выход на передовые рубежи научно-технического процесса, обеспечение высокой эффективности производства, развитие творческого потенциала общества. И поэтому в первую очередь изменения касаются общеобразовательной и профессиональной школы. Перед ними ставятся совершенно новые учебные и воспитательные задачи,  в связи с чем происходят  существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Обучение на данном уровне должно формировать  и новый тип мышления, и новый стиль деятельности, которые будут способствовать более эффективному решению жизненных проблем. Сегодняшнее образование включает в себя совершенно новые умения, диктуемые инновациями в информационных сетях, делается акцент на создание индивидуальных  образовательных программ, которые способствуют творческому решению педагогических проблем.  До настоящего времени традиционные способы информации, которыми являлись  устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь, теперь устарели. На смену им  пришли компьютерные средства обучения, телекоммуникационные сети глобального масштаба. В связи с этим на первый план выходит концепция индивидуально-развивающего образования, результат которой зависит от профессионализма, опыта, да и просто человеческих качеств учителя. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.

По мнению Амонашвили Ш.А. «…в основе индивидуального личностно-ориентированного подхода лежит гуманистическая педагогическая аксиома, согласно которой абсолютно любой ребенок представляет собою начинающую формироваться личность, потенциал развития которой практически безграничен, и которая представляет определенную ценность для общества». (1)

Как известно, в российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность учебным заведениям  выбирать, по своему усмотрению, образовательные программы. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. «Педагогическая технология — это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения». (2)

Преобразование школы -  очень трудоемкий процесс, он требует много усилий со стороны педагогов, технического оснащения образовательных учреждений, переподготовки кадров. Поэтому на данный момент эффективность обучения все еще недостаточна.  Об этом говорят многие факты. Во-первых, еще не в полной мере решена проблема школьной перегрузки. Во-вторых, освобождая программы от ненужного материала, в них были внесены дополнения, связанные с новыми технологиями производства, с глобальными проблемами современности. Но учащиеся еще не готовы к восприятию такой информации.  В-третьих, на уроках все еще говорит в основном учитель, а ученики молчат, а в лучшем случае пассивно запоминают материал. Это получается потому, что многие учителя пока еще не достаточно владеют такими методами и формами обучения, которые развивают познавательную активность учеников. Таким образом, необходимо искать такие способы обучения, которые позволяли бы за это же время усваивать возрастающий объем знаний и умений, необходим активный поиск интенсивных методов, форм и средств обучения, что определяют актуальность выбранной мною темы.

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

 

Ян Амос Коменский еще в далеком XVII веке стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой природы.  В идеале, при едином совершенном методе обучения,  полагал великий педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте».(5) Он «желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т.е. предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будут обучать … не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине». (5) Стремясь найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу, что всё можно было бы «преподавать единообразно».

«Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». (5)

Педагогический инструментарий это не что иное, как педагогическая технология.  Понятие "Педагогическая технология" в последнее время употребляется очень часто. В педагогической практике это понятие означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания.

Исторически понятие технология возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techno – искусство, ремесло, наука + logos – понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает в себя также и искусство владения процессом. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. Технология в процессуальном смысле отвечает на вопрос: «Как сделать (из чего и какими средствами)?». Понятие технологии связано в большей степени с производством материальных ценностей.

По выражению Э. Де Боно, «технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии – внедрение теории в практику». (3)

«Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинсский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду». (8)

В настоящее время существуют  различные подходы к этому процессу. Но, рассматривая его  с точки зрения педагогики, он является одним из видов человековедческих технологий, которые базируют­ся на теориях психодидактики, социальной психологии, кибер­нетики, управления и менеджмента. Таким образом, зарождение идеи технологии педагогического процесса связа­но, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Интенсивная работа по изучению возможностей использования технических средств в учебном процессе началась в 60-е годы прошлого столетия.

В нашем обществе существует два направления педагогики: гуманистическое и техническое.  И в последние десятилетия идет непрестанная дискуссия между представителями этих направлений.

Гуманистический принцип позволяет рассматривать образование и педагогическое сознание как составляющую  часть российской культуры, аксиологический подход к изучению педагогической реальности. В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. Он был  убежден,  что  наказания,  в определенных  случаях,  могут  быть   эффективным   методом   воспитательного воздействия. Но в последние  годы  своей  деятельности  занял совершенно другую позицию: воспитание несовместимо с  наказаниями  учащихся, имея ввиду грубые отчитывания,   высмеивания, выставление  из  класса,  оставление   провинившегося   после   уроков   для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя. Наказание Сухомлинский  понимал гораздо глубже.  «В среде педагогов, - отмечал он, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка». (7)

Сторонники гуманистического воспитания считают, что технологическое построение учебного процесса не может полностью раскрыть всю насыщенность, которой богата человеческая жизнь, проходящая в стенах школы, класса. Они считают такое образование «сухим», не дающим возможность каждому ребенку развиваться в соответствии с его потребностями и интересами. Потребность ребенка в учении состоит в его стремлении получить знание о предмете, посредством экспериментирования с ним. В этой перестройке улавливается творческий момент, в котором учитель систематически создает в классе условия, требующие от школьников получения знаний о предмете путем экспериментирования. Дети сталкиваются с задачами, требующими от них осуществления учебной деятельности.

В.В. Давыдов так определил учебную потребность: «…это потребность школьника в реальном или мысленном экспериментировании с тем или иным материалом с целью расчленения в нем существенно-общего и частного, с целью прослеживания их взаимосвязи. (4) А возможно ли экспериментирование без технических средств? К.Д.Ушинский писал, что «ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам». (10) Сторонники технологического подхода считают, что каждый ребенок сможет внести свою «изюминку» в процесс обучения, не быть роботами, которые автоматически запоминают то, что им говорит учитель. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, - отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат - "естественным продуктом жизнедеятельности».(7)



 

           


           

Категория: Самообразование | Добавил: леди (08.02.2014)
Просмотров: 1559 | Теги: опорный конспект, самообразование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]