Главная » Статьи » Материалы к уроку » 9 класс

ИГРА "Что? Где? Когда?" по теме "Механические колебания и волны" 9класс

Цели урока: обобщить, систематизировать знания по теме «Колебания и волны», совершенствовать навыки решения качественных задач различного типа, расширить кругозор учащихся.

 

Оборудование: песочные часы, волчок, билетики с номерами, конверты с вопросами, оборудование для демонстрации опытов, игровой стол, столы для зрителей.

 

Подготовка к уроку: перед началом урока-игры назначается капитан команды.

Ход игры.

 

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Механические колебания и волны». На сегодняшнем уроке мы должны обобщить наши знания по этой теме. А проведем мы его в форме игры «Что? Где? Когда?» Я прошу команду во главе с капитаном занять место за игровым столом. Девизом нашего урока будут слова древнегреческого философа Демокрита: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Итак, начинаем игру.

 

Условия игры

 

Ø  На обдумывание вопроса дается 1 минута.

Ø  Каждый вопрос оценивается баллами.

Ø  Если команда дает правильный ответ, то она получает одно очко, а отвечавший – количество «+», равное цене вопроса.

Ø  Если команда не ответила на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ.

Ø  Во время ответа никто не имеет право добавлять или исправлять говорящего.

Ø  Уточнить вопрос и ответ может только ведущий.

Ø  Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны поднять руку.

Ø  За оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком «+».

Ø  В конце игры участники, набравшие 6 и более очков со знаком «+», получают две пятерки, 5 очков - оценку «5», 4 очка - «4». В случае победы команды, каждый игрок получает по дополнительному «+».

 

Вопросы

 

1.        «Черный ящик» 3 балла

 

Подводная лодка в доме живет,

Полезную службу та лодка несет –

Ударные волны она посылает,

С их помощью грязь изнутри «выбивает».

И плещется теплая в море вода,

А под водою, гляди, чистота!

 

Что в «черном ящике», и как это работает?

 

(В «черном ящике» ультразвуковая стиральная машина. Ультразвук усиливает обычное действие средств для стирки, заставляя мыльную воду колебаться и удалять («выбивать») таким образом грязь из глубины волокон ткани.)

 

2.        2 балла

 

Что звучит? Чем отличаются звуки?

 

(Звучат  колокольчики и колокола.  Звуки отличаются громкостью . Она зависит от амплитуды колебаний тела – чем больше амплитуда, тем громче звук.

И еще отличаются высотой. Она зависит от частоты колебаний – чем больше частота, тем выше звук. Также звук зависит от массы колеблющегося тела.)

 

3.        3 балла

 

В Париже есть интересная скульптура, расположена она в парке Ле-Аль возле южного фасада церкви Сент-Эсташ. Это  работа Анри де Миллера называется «Слухач».

 

Кого в древние времена называли «слухачами» и почему?

 

(В далекие времена «слухачи», прикладывая ухо к земле, обнаруживали конницу противника значительно раньше, чем она появлялась в поле зрения, т.к. в твердых телах скорость распространения волны больше, чем в газообразных.)

 

4.        2 балла

 

…Вдруг

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит…

                              (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)

 

Явление, описанное А.С. Пушкиным, очень похоже на молнию. Предположим, что это молния. А что сначала: мы слышим гром или видим свет от молнии?

 

(Мы знаем, что молния и гром происходят одновременно, но т.к. скорость света  больше, чем скорость звука (в воздухе 343 м/с), поэтому и видим сначала молнию, а потом слышим гром.)

 

5.    2 балла

 

Создателей мультика про Винни-Пуха не устраивал голос актёра Евгения Леонова, который озвучивал мишку: низкий баритон.

Как удалось поправить дело?

 

 (Фонограмму просто пустили на повышенной скорости – и Леонов заговорил тоном повыше.)

 

6.        2 балла

 

За одну минуту вам необходимо сделать физический прибор -  прикрепить прищепки на резинку на одинаковом расстоянии.

Что вы сможете продемонстрировать с помощью этого прибора и детской игрушки «пружинка»?

 

 

 (Продольную волну с помощью игрушки «пружинка» и поперечную волну самодельным прибором.)

 

7.        «Черный ящик» 2 балла

 

Без него никак нельзя-

Очень важен он, друзья!

В век научного прогресса

Стал всем людям он полезен.

Проводной он или нет,

Можно всем послать «привет»:

Кнопка импульс подает,

 А затем волна идет.

 

Что в «черном ящике», и как это работает?

 

 

(В «черном ящике» телефон. Его действие основано на свойствах тел проводить звук. Источником звука является одна коробочка – от нее звуковая волна передается другой коробочке, которая заставляет колебаться воздух. Эти колебания и улавливает наше ухо.)

 

 

8.        2 балла

 

Через одну минуту продемонстрируйте и объясните, как можно проверить стеклянную  посуду – есть  в ней брак или нет.

 

(Наличие трещины – это брак. Его определяют постукиванием. При наличии трещины будет глухой звук . Звук целого стакана более высокий. Точно так же поступают обходчики железнодорожных путей и осмотрщики подвижного состава, обстукивая рельсы и колесные пары.)

 

9.        Сектор «БЛИЦ» 1 балл

 

1 вопрос:   Как с помощью листа бумаги усилить звук голоса?

 

(Лист бумаги нужно свернуть в виде воронки и использовать его как рупор. Звук будет распространяться в одном направлении.)

 

 

2 вопрос:   А хочешь, в саду мы повесим качели?

За пояс расшитый тебя потяну

И так раскачаю, что ты в вышину,

Как птица, взлетишь…

 

Какое физическое явление можно иллюстрировать этим поэтическим отрывком?

 

(Колебательное движение.)

 

3 вопрос:   Рожденный  пустыней

     Колеблется  звук,

     Колеблется  синий

     На  нитке  паук.

     Колеблется  воздух,

     Прозрачен и чист,

     В сияющих звездах

     Колеблется лист.

 

Какие примеры колебательного движения приводятся в этих поэтических строках?

 

(Колеблется паук, воздух, лист.)

 

10.                   2 балла

 

Народная примета гласит: «Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь».

 С чем это может быть связано? Как объяснить такое явление?

 

(С увеличением влажности воздуха  увеличивается его плотность, а, следовательно, и способность проводить звук.)

11.                   1 балл

 

 Природа шумная уснула;

 Лишь слышен дев издалека

 Напев унылый. Вторят горы,

 И нежен он, как птичек хоры,

 Как шум приветный ручейка…

                                  

                               (М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник»)

 

Почему эхо часто бывает слышно в горах, в холмистой местности, неподалеку от лесных опушек, но не наблюдается на ровных участках без окружающих предметов?

 

 (Звук - это волна, а эхо - это отражённая от какого-либо препятствия звуковая волна, вновь достигшая барабанных перепонок человеческого уха.

Холмы, скалы, лесной массив отлично отражают звуковые волны. А если нет вокруг предметов, то и нет отражения звуковой волны..)

 

12.                   3 балла

 

 Вот зима - и за туманами

 Скрылось солнце. Дик и груб,

 Океан гремит органами,

 Гулом раковинных труб.

                     

                             Бунин Иван Алексеевич

 

 Объясните происхождение «шума моря» в раковине.

 

 (Шум, который мы слышим, приставив к уху крупную раковину, происходит вследствие того, что раковина является резонатором, усиливающим многочисленные шумы в окружающей нас обстановке. Этот смешанный звук напоминает гул моря.)

 

 

Подведение итогов

 

Подводя итоги игры, выставляются оценки.

 

Заключительное слово учителя

Решать  загадки  можно  вечно.

Вселенная  ведь  бесконечна…

Спасибо  всем  нам  за  урок, 

А  главное,  чтоб  был  он  впрок!         До новых встреч!

Категория: 9 класс | Добавил: леди (13.02.2012)
Просмотров: 3774 | Комментарии: 1 | Теги: ЧТО?ГДЕ?КОГДА?, по теме, 9класс, Механические колебания и волны, игра | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]